Алтын-Эмель

Сразу внесу ясность: родной край — это Казахстан, а иностранный гид — это фотограф и путешественник из России Дмитрий Илышев. Это он помог мне осуществить задуманный полгода назад план путешествия по самым интересным местам юго-восточного Казахстана, национальным паркам: Алтын-Эмель с его знаменитым барханом и горами, Чарынский каньон, дивной красоты Кольсайские озера, мистическое озеро Каинды и Тургень с его ущельями, альпийским ландшафтом и высокогорным плато Ассы.

Решив однажды увидеть все природные зоны Казахстана — от пустыни до снежных гор — я принялась за поиски перевозчика и гида. И наконец нашла в интернете лучшее предложение, которое сразу мне понравилось всем — временем путешествия, условиями и даже ценой (http://ilyshev.photo/workshops/tours-2017/).

Связавшись с Дмитрием Илышевым (dmitry@ilyshev.photo) и обсудив с ним подробности маршрута, который он назвал «Летний Казахстан», я еще раз убедилась, что выбор мой точен и сулит воплощение всех моих мечтаний — объездить все запланированные места за оптимальное время 7 дней, останавливаться везде, где возникнет желание поснимать пейзажи, а заодно получить у мастера фото как это сделать лучше, грамотнее. Ну и в дороге будет о чем поговорить — ведь Дмитрий объездил немало стран Америки и Европы, об этом без слов, но красноречиво говорят его фотоснимки: http://ilyshev.photo/

В путь мы отправились втроем: две дамы пенсионного возраста (я и моя подруга) и Дмитрий Илышев. В назначенный день мы встретились в Алмате. Дмитрий подъехал к месту встречи на арендованном Mitsubishi Outlander, компактном кроссовере. Арендатор уверял, что машина вполне годится для нашего маршрута. Такая уверенность скорее всего была оттого, что он не мог подумать, что мы эту лошадку будем использовать в хвост и в гриву, погоним ее по таким дорогам, вернее бездорожью, где впору на танке ездить. Наш Боливар чуть не отбросил копыта и дошел до финиша только на железной воле Дмитрия и его умении водителя.

Мы быстро затарились продуктами и водой — ведь путь наш пролегал в стороне от оживленных трасс, в почти безлюдных местах, и в хорошем настроении выехали на маршрут, который сулил нам столько новых, необычных, пронизанных романтикой исследователей-первопроходцев, впечатлений!

ПОЮЩИЙ БАРХАН

С него началось наше путешествие. И это была самая легкая часть пути. Мы ехали по широкой автостраде, а вокруг радовали глаз зелень долин с чуть пожухлой от жаркого солнца травой, тучные стада и пастухи на конях — ну чисто ковбои, только с местным колоритом.

По родному краю с иностранным гидом. Часть 1. Поющий бархан Алтын-Эмеля

Отсюда начинается территория национального парка Алтын-Эмель

Мы сразу как-будто попали в иной мир: по обеим сторонам дороги зеленые, складчатые горы и мы почти одни тут!

Но до Бархана еще ехать и ехать. К вечеру мы добрались в поселок Басши, где надо было заплатить за въезд на территорию Алтын-Эмеля, иначе нас нигде больше не пропустили бы — на пути к достопримечательностям стоят шлагбаумы с охраной, а объездные пути, как говорят, усыпаны колючками, дабы туристы не замышляли поездить тут нахаляву.

Офис был закрыт. Рабочий день закончился, — пояснил нам охранник. Приходите завтра.

По родному краю с иностранным гидом. Часть 1. Поющий бархан Алтын-Эмеля

Ну уж нет. Ночевать тут мы были не намерены. Дмитрий связался по телефону с кем-то из работников офиса и договорился, что мы заплатим на обратном пути — куда мы денемся? Нам дали добро и мы поспешили к Поющему бархану. Надеялись успеть до захода солнца. Не успели. Солнце уже село. Для нашего путешествия мы использовали самые длинные летние дни — с 17 по 24 июня. Но огромные расстояния и проселочные дороги крали у нас большую часть светового дня.

Мы полюбовались на закат. Снисходительно окинули взглядом песчаную горку за вывеской, оповещавшей что это и есть знаменитый Поющий бархан. Расставили палатку, приготовили наш первый походный ужин и уже в густых сумерках улеглись спать — завтра нам рано вставать.

Когда Дмитрий нас разбудил, чтобы идти на бархан, еще даже не рассвело. Рассвет предплагалось встретить на самом бархане. Мы послушно, как солдаты-новобранцы, вскочили и быстро собрались. Нам самим нетерпелось подняться на эту кучу песка, которая еще и поет.

Тут следует дать небольшую справку: бархан имеет протяженность 3 км и высоту до 150 м. Его длина подтверждается картой Гугл, если измерить по ней бархан.

По родному краю с иностранным гидом. Часть 1. Поющий бархан Алтын-Эмеля

А высота снизу ну никак не впечатляет. И только подойдя поближе, а тем более начав подъем, начинаешь чувствовать, что это отнюдь не куча песка. Это самая настоящая песчаная гора!

Подъем оказался нелегким — ноги вязли в песке. И когда мы наконец взобрались на первый холм, желания идти дальше значительно поубавилось. Тут хватило бы сил спуститься.

Справа и слева пески окружали горы. Задул ветер, швыряя песок в лицо.

По родному краю с иностранным гидом. Часть 1. Поющий бархан Алтын-Эмеля

Рассветное солнце ярко осветило бархан

Сверху открывался вид до горизонта. Вдали видны голубые воды реки Или.

Мы знали, что бархан поет только в сухую. ветреную погоду. Стояла сухая погода середины лета. И дул ветер. Но бархан молчал. Потоптавшись наверху, сделав кадры на память, я решила спуститься вниз. Причем, не просто спуститься, а скатиться, используя силу гравитации. Мне тогда казалось, что это просто! Дмитрий, заметив мои намерения, достал из рюкзака туристское сиденье (должно исполнить роль ледянки) и предложил скатиться на нем. Упрашивать не пришлось: я устроилась на сиденье, оттолкнулась и легко заскользила вниз! Ощущения как на американских горках. Но главное то, что бархан запел! Он загудел низким басом. На что это было похоже? На рев самолета. На гул огромного колокола. На звучание органа. Катиться под эти звуки было непередаваемо кайфово. Именно так! Вероятно, тесная связь через седалище с барханом, создавала резонанс во всем моем существе и наполняла восторгом.

Жаль, что мой полет никто не запечатлел. Но я решила, что хоть след от этого полета должен остаться в анналах моей приватной истории.

Глядя на мое успешное «приземление», моя подруга решила спуститься подобным образом — на пятой точке, но уже без сиденья (оно было единственным и находилось внизу, у меня). Не тут-то было! Песок цепко держал и никак не позволял скатиться. Отталкиваясь ногами, подруга кое-как доползла до середины и выдохлась. Так мы выяснили, что спуститься с бархана без каких-либо приспособлений не менее проблематично, чем подняться.

Чтобы помочь ей спуститься, я решила подняться к ней и дать сиденье. Все мои попытки продвинуться хоть на десяток метров были безуспешны. Чтобы подняться по этому осыпающемуся песку, с которым постоянно сползаешь вниз, нужны были невероятные усилия. После нескольких неудачных попыток я предоставила подругу самой себе. Немного отдохнув и собравшись с силами, она смогла «докатиться» до подножия.

Внизу мы стали наблюдать за ящерицами, которые шустро сновали по песку, иногда замирая и без боязни поглядывая на нас.
Степная агама

Сетчатая ящурка

К нам присоединился Дмитрий, который дальше нас прошел по бархану и спустился традиционным способом — с помощью ног. Он сказал, что встретил змею. Еще немного побродив среди песков, мы решили, что достаточно насладились пустынной экзотикой и решили продолжить путь. Бархан, конечно, очень хорош и можно было бы еще тут побыть, но время наше было ограничено, а впереди еще столько нового и интересного! Нетерпелось увидеть вулканического происхождения горы Катутау — их затейливые формы были знакомы по картинкам. Итак, следующий пункт маршрута — лавовые горы Катутау.

Мишка Квакин
серьёзное стадо! коровки отличные! вкуснятка!
17 августа 2017 в 09:49

А молока там сколько ходит... большущее стадо!
23 декабря 2022 в 04:13

Лариса Константинова
Большие, откормленные, молодые и жирненькие телятки! Вкуснятина мясная! Мы все в курсе, что Казахстан - один из лидеров по выращиванию крупного рогатого скота в Евразии!
23 декабря 2022 в 18:43

Григорий Александров
Так вот где пасётся вкусненькое мясо.
17 февраля 2023 в 09:37

Мишка Квакин
на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы...
17 августа 2017 в 09:49

Лариса Константинова
Барханы в казахских пустынях высоченные.. Есть где побегать по гребню и в обуви, и особенно босиком..
18 февраля 2023 в 03:20

первопроходцы же...

Людмила Султанова
Мишка, А то!
17 августа 2017 в 12:10

Энджоник _
Это фото получило признание «Фотография дня» и будет показано 25 ноября 2017 на главной странице сайта.
16 ноября 2017 в 13:03

панорама отличная! просторы...

Василий Краморов
Мишка, и река вдали радует!
17 августа 2017 в 10:16

глаза надо беречь...

Людмила Султанова
Мишка, Что глаза! Проморгаешься и ничего. Фотик забивается пылью! Сделаешь кадр и прячешь под майку. А все равно зум стал со скрипом выдвигаться, тормозит. Коварная вещь - песок, тонкий, всюду проникает.
17 августа 2017 в 11:21

Petr Vanich
А я в Северном Казахстане жил...Песков у нас не было.
27 октября 2019 в 21:07

Антон Григорян
Вот какой большой бархан-то.. Есть где погулять и песок потоптать.. Хотя ноги и вязнут в сыпучем.
23 декабря 2022 в 21:21

Валентин Смирнов
Всё правильно, вечерами летом надо отдыхать как можно дольше, не задерживаясь после рабочего времени ни на одну лишнюю минуту.